Кино

Проводники позитивных изменений: как устойчивое развитие влиет на бизнес-показатели

Проводники позитивных изменений: как устойчивое развитие влиет на бизнес-показатели - актуальные новости по теме Forbes woman на Toplenta

В спецпроекте «Главные ESG-героини» руководительницы ESG-департаментов крупнейших российских компаний рассказывают, как пришли в профессию и каким видят ее будущее. В новом выпуске — директор по устойчивому развитию холдинга «Сибур» Надежда Галактионова. 

Она окончила Череповецкий государственный университет, получила филологическое и психологическое образование. Начала карьеру с руководства службами коммуникаций и перешла на эту должность в федеральную сеть магазинов «Магнит», где позднее возглавила направление устойчивого развития. Под началом Галактионовой была разработана первая для ретейлера ESG-стратегия, а в 2024 году она присоединилась к нефтехимическому холдингу «Сибур», и уже в 2025 году компания обновила свою ESG-стратегию.

О флипчарте с буквами ESG. Я, как и многие в городе Череповце, начала работать в группе компаний «Северсталь», где выросла до руководителя по связям с общественностью метизного бизнеса. Затем несколько лет возглавляла направление коммуникаций воронежского предприятия «Сибура» — «Воронежсинтезкаучука», полюбила нефтехимию и получила уникальный опыт и коммуникаций, и социальных проектов.

Позже пришла работать в крупный ретейл — Х5, «Магнит». И возник достаточно серьезный запрос — в основном от иностранных инвесторов — на систематизацию всей работы компании в области устойчивого развития. Помню, однажды (кажется, в 2018 году) в кабинете руководителя на флипчарте было крупно написано — ESG, и я уточнила у начальника, что значит эта аббревиатура. Из любопытства начала изучать тему, и стало ясно: на ESG есть запрос, и не только со стороны зарубежного инвесторского сообщества. Тогда рынок ESG-специалистов в России был не развит, поэтому предпочли вырастить руководителя из своих. Должность предложили мне, и я согласилась: тема была интересна и было желание делать что-то на уровне изменения операционных процессов. Мне хотелось стать проводником позитивных изменений для бизнеса — это большое счастье.

О первой ESG-стратегии и импринтинге. Для компании это не была история nice to have (от англ. «можно делать, можно не делать». — Forbes). Это означало необходимые перемены в операционной работе. Есть представление, что ESG — это «вишенка на торте», но устойчивое развитие — это система работы и прикладные решения для компаний, которые в том числе дают бизнес-результат.

При методической поддержке консультантов, вовлечении руководства и коллег мы разработали и внедрили первую для «Магнита» ESG-стратегию на 2019–2024 годы — «Ретейл со смыслом». 

Цели стратегии заканчивались в 2024 году, следовало начинать новый цикл, но в конце 2024 года поступило предложение от «Сибура». Я предпочла вернуться на производство: промышленность — мое родное поле.

У биологов есть такое понятие — импринтинг. Когда утята вылупляются из яйца, у них первый увиденный движущийся объект — это мама, и она становится главной для них. Вот в каком-то смысле после выпуска из университета у меня, видимо, произошел импринтинг на производство.

О балансе и «корпорации зла». В создании стратегии в области устойчивого развития, реализации ESG-инициатив есть особенности: здесь широкое поле стейкхолдеров — партнеры, сотрудники, государство, жители регионов присутствия, НКО, инвесторы, между интересами которых надо найти баланс. 

При этом решения в этой области дают (не всегда моментально) бизнес-результат, и они также важны для репутации компании. Сейчас даже кандидаты на собеседованиях зачастую спрашивают о социальной ответственности и ESG-практиках, пусть не называя этих терминов. А позже именно они нередко становятся внутренними амбассадорами повестки — никто не хочет работать в «корпорации зла».

О перегретой теме. До 2022 года в России тема ESG была несколько перегрета. Каждая вторая конференция касалась зеленой повестки. Появлялись инициативы, которые по сути были гринвошингом. В моей картине мире устойчивое развитие — это про баланс интересов разных групп стейкхолдеров, а не стремление стать суперзеленым любой ценой.

После ухода иностранных компаний была короткая пауза: предприятия занялись ревизией стратегий и результатов. Фокус сместился на национальную повестку; международные требования перестали доминировать. В 2025 году «Сибур» обновил стратегию в области устойчивого развития, где в центре находятся полимерные материалы как необходимая часть устойчивого будущего. 

Я ни разу не пожалела о возвращении на производство и выборе ESG: здесь огромный простор для творчества и коллабораций. В одном проекте могут сотрудничать стартап и промышленный гигант, ретейлер и производственник, НКО и бизнес — так рождаются решения, невозможные в одиночку. 

Очень люблю африканскую поговорку: «Хочешь идти очень быстро — иди один; хочешь идти далеко — идите вместе».

Над съемкой работали:

Фотограф: Илья Вартанян
Ассистент фотографа: Сергей Черников 
Стилист: Женя Вайс
Ассистенты стилиста: Ксения Голубева, Кира Гукасян, София Бородина
Волосы: Екатерина Долгова
Макияж: Таисия Прилепская
Продюсер: Виктория Воронцова

Фильтры и сортировка