Технологии

Почему мы все еще используем SASS в 2025 году

Привет, Хабр! На связи Герман, TL Frontend-разработчик в Webest, и сегодня хочу поделиться тем, почему мы продолжаем использовать препроцессор SASS/SCSS в наших проектах, несмотря на растущую популярность Tailwind и CSS-in-JS решений. К слову, мы не «олдскульные фанаты» SASS, и Tailwind тоже используем, но в зависимости от типа проекта. Комбинированный подход дает гибкость, особенно в масштабируемых фронтенд-системах. Что такое SASS/SCSS SASS — это препроцессор CSS, который позволяет использовать переменные, функции, условия, циклы и другие конструкции, отсутствующие в стандартном CSS. SASS имеет два синтаксиса: SASS — оригинальный синтаксис с отступами вместо фигурных скобок. SCSS — более современный и популярный вариант, максимально похожий на CSS (добавляет расширения без изменения привычной структуры). Мы в своей практике используем исключительно SCSS — он проще для вхождения и легко интегрируется с современными фреймворками и сборщиками. Зачем используем в 2025 SASS появился в 2007 году и сразу стал прорывом: позволял использовать переменные, вложенность и миксины еще до того, как что-то похожее появилось в стандарте CSS. В 2010-е он стал де-факто стандартом в крупных проектах. Позже появились альтернативы: LESS, Stylus, еще позже — CSS-in-JS и Tailwind. Многие стали отказываться от SASS, когда в нативном CSS появились переменные, @custom-media, clamp(), вложенность и другие возможности. Поэтому сейчас SASS воспринимается не как «обязательный инструмент», а как осознанный выбор для архитектуры и масштабируемости. Мы используем комбинированный подход, в зависимости от проекта. Где-то используем SASS в «классическом виде»: написал стили – скомпилировал – готово. Где-то он используется в связке с CSS Modules, в частности в крупных проектах на Vue/Nuxt. Например, в разработке интернет-магазина для проекта X с тысячами карточек товаров Tailwind оказался удобен на старте, но при масштабировании код стал тяжело поддерживать. Вернувшись к SCSS-модулям, мы сократили дублирование кода и сделали поддержку проще. Несмотря на то, что в CSS появляется все больше нативных возможностей (например, CSS variables, container queries, nesting и т.д.), SASS все еще дает разработчикам: Быструю разработку с DRY-принципами. Чистую архитектуру за счет деления на модули. Возможность писать более выразительный и масштабируемый код. Преимущества для масштабирования Начнем с возможностей, которых пока нет в CSS. Миксины Миксин – это конструкция которая может содержать определенный набор свойств, @extend, вызовов функций и циклов. Все, что будет объявлено внутри миксина можно переиспользовать, указав название миксина с ключевым словом @include. Простой пример, миксин для добавления анимации css-свойствам: // Создаем сам миксин который будет добавлять анимацию для css-свойств @mixin transition( $property: all, $duration: .3, $function: ease, $delay: null ) { transition-duration: $duration; transition-property: $property; transition-timing-function: $function; @if $delay { transition-delay: $delay; } } // Применяем миксин к селектору .some-selector { @include transition((color, background-color)); } С таким кодом нет необходимости создавать для каждого блока transition-свойство, просто используем миксин, передаем нужные свойства для анимации и готово! Миксины здорово экономят время. Мы сами в этом убедились, когда в e-commerce проекте нужно было единообразно управлять анимацией карточек. Вместо копипаста transition-свойств по всему коду вынесли в миксин и смогли централизованно обновлять поведение. Условия (@if, @else) SASS позволяет использовать условные конструкции. Например, в примере о миксинах был следующий блок с задержкой анимации. @if $delay { transition-delay: $delay; } В нем мы можем указать нужное свойство или несколько свойств. Например, миксин который добавляет внешние и внутренние отступы элементу, если переменная $needOffset содержит истинное значение: @if ($needOffset) { margin-block: 10px; margin-inline: 20px; padding: 8px; } В данном случае если четвертым аргументом передаем не null-значение, то для анимации появится задержка. Конечно, значение должно быть валидным, например, 0.3s, 500ms. Дебаггинг для поиска проблемной вёрстки Иногда на проекте появляется проблема: «вёрстка поехала» или неожиданно появился горизонтальный скролл, хотя все элементы находится в контейнере. Проверили разметку, все элементы на месте, а верстка все равно едет. В таких случаях помогает быстрый отладочный прием — включить режим дебага через SCSS-переменную: $debug: true; @if ($debug) { * { outline: 1px solid red; } } Важно, что здесь используется свойство outline , а не border — оно не влияет на размеры элементов (помним о box-sizing ) и не смещает layout. Такой приём позволяет очень быстро находить проблемные участки верстки и экономит время на дебаг. Переменные SASS-переменные – одна из базовых возможностей препроцессора. Но с приходом CSS-переменных мы почти полностью перешли на них. Именно от переменных SASS в пользу CSS Variables, так как последние работают в runtime, с таким работать удобнее и могут быть случаи когда с переменными приходится работать через JS. Однако, если значение не должно изменяться в runtime, старые добрые SASS-переменные остаются удобными. Мы используем оба подхода. для темизации интерфейса удобнее CSS Variables, ведь ими легко управлять через JS прямо в runtime. Но там, где значения не должны меняться (брейкпоинты, базовые размеры), оставляем SCSS-переменные. Импорты SASS обрабатывает импорты на этапе компиляции, в отличие от @import в CSS, который создаёт дополнительные HTTP-запросы. Для больших проектов это критично: мы можем разбивать код на модули, но при этом не перегружаем сеть. В SCSS импорты срабатывают ещё на стадии сборки, поэтому на выходе всегда один CSS-файл (или несколько, если так задумано архитектурой). Это удобно: код структурирован, итог лёгкий. Импорты в SCSS не раз спасали архитектуру в больших проектах. Например, в корпоративной системе с десятками страниц мы разделили стили на отдельные модули — хедер, футер, карточки, таблицы. А на продакшн все собиралось в один оптимизированный файл без лишних запросов. Адаптивы Чаще всего в адаптиве нужно плавно изменять свойства. Например, размер шрифта или отступы в зависимости от ширины экрана. Вместо множества медиа запросов удобно использовать CSS-функцию clamp(). Она создает не фиксированное значение, а «резиновое», которое растет или сжимается в зависимости от ширины экрана. Мы внедряем ее во всех проектах с адаптивом, например, для типографики и отступов. В SCSS это можно автоматизировать с помощью функции: @function fluid($min, $max, $min-vw: 360, $max-vw: 1440) { $slope: math.div(($max - $min), ($max-vw - $min-vw)); $y-intercept: $min - $slope * $min-vw; @if $min > $max { @return clamp( #{$max}px, #{$y-intercept}px + #{$slope * 100}vw, #{$min}px ); } @return clamp( #{$min}px, #{$y-intercept}px + #{$slope * 100}vw, #{$max}px ); } Функция fluid принимает четыре аргумента: $min — минимальное значение свойства (например, 16 для шрифта в 16px). $max — максимальное значение свойства (например, 24 для шрифта в 24px). $min-vw — минимальная ширина экрана, при которой применяется $min (по умолчанию 360px). $max-vw — максимальная ширина экрана, при которой применяется $max (по умолчанию 1440px). То есть мы задаем «коридор» значений, где между ними изображение плавно изменяется. И на выходе получаем clamp-функцию с автоматически рассчитанными параметрами. Заключение Да, SASS уже не на хайпе, как раньше. Но он по-прежнему остается мощным инструментом, особенно в проектах с жесткими требованиями к архитектуре, масштабируемости и стабильности. Мы комбинируем SASS с современными практиками и не видим причин полностью от него отказываться, по крайней мере, пока нативный CSS не догонит его по возможностям. А вы используете SASS или другие препроцессоры в современной разработке или решили отказаться в пользу других инструментов?

Фильтры и сортировка