КС РФ разъяснил порядок взыскания НДС по длящимся договорам сублицензирования ПО
Краткое резюме
Конституционный суд РФ признал неконституционными нормы, позволяющие взыскивать с покупателя дополнительную сумму НДС при изменении законодательства по длящимся договорам. Речь идёт о случае, когда операции по предоставлению прав на ПО стали облагаться налогом.
В 2019 году лицензиат и сублицензиат заключили договор, согласно которому право на использование иностранных программ для ЭВМ передавалось на три года: 2020, 2021 и 2022. Поскольку тогда подобные операции не облагались налогом на добавленную стоимость, цена была установлена без учёта этого налога.
Договор предусматривал, что цена является фиксированной и не может быть изменена. Кроме того, поставщик обязался не требовать от покупателя доплаты суммы НДС в случае признания некорректной квалификации сделки в соответствии с налоговой нормой подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Однако спустя год операции по предоставлению исключительных прав на программное обеспечение, не включённое в реестр российского ПО, стали облагаться НДС. Поставщик включил налог в вознаграждение за очередной год.
Покупатель оспорил это решение, но Верховный суд РФ встал на сторону поставщика, посчитав, что цену договора необходимо увеличить на сумму налога в соответствии с законодательством.
Тогда сублицензиат обратился в Конституционный суд РФ, который признал неконституционными нормы Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ, позволяющие взыскивать с покупателя дополнительную сумму в качестве компенсации последствий изменения закона без права на вычет НДС.