Здоровье

Ученые выяснили, как избежать выгорания студентов

Краткое резюме

Специалисты НИУ ВШЭ выяснили факторы риска выгорания студентов и разработали рекомендации на основе опроса 2753 студентов. Среди факторов риска — избыточное количество домашних заданий, среди полезных привычек — достаточный сон, занятия спортом и умеренное участие в проектах.

Специалисты Института образования НИУ ВШЭ определили, сколько времени следует уделять учёбе, внеучебной активности и личной жизни, чтобы поддерживать хорошую успеваемость в вузе и не навредить ментальному здоровью. Учёные проанализировали ответы 2753 студентов и их реальные академические результаты. Это позволило выявить факторы риска, такие как избыточное количество домашних заданий, а также возможности для улучшения ситуации: достаточный сон, занятия спортом и умеренное участие в проектах. На основе полученных данных исследователи разработали практические рекомендации для студентов и вузов. В современном высшем образовании существует две крайности: с одной стороны, студентов побуждают активно участвовать во внеучебной жизни, с другой — на них ложится большая учебная нагрузка. Участие в различных организационных мероприятиях в университете способствует развитию навыков командной работы, уверенности в себе и расширению социальных связей, что в итоге помогает в трудоустройстве. Однако чрезмерная нагрузка может привести к эмоциональному выгоранию, стрессу и снижению успеваемости. Некоторые студенты могут пренебрегать учёбой ради внеучебной активности, что также может негативно сказаться на их академических результатах. До сих пор не было ясно, как оптимально сочетать эти виды деятельности. Ведущий научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок, приглашённый преподаватель Ирина Щеглова и заместитель директора Центра внутреннего мониторинга Оксана Дремова из НИУ ВШЭ провели онлайн-опрос среди студентов бакалавриата одного из ведущих российских университетов в Москве. Данные были собраны с декабря 2021 года по февраль 2022 года и опубликованы в European Journal of Education. Чтобы измерить, как студенты распределяют своё время между учёбой и внеучебной деятельностью, их просили указать, сколько часов в неделю они тратят на различные виды деятельности: оплачиваемую работу в вузе и вне его, посещение занятий, развлекательные мероприятия, выполнение домашних заданий, волонтёрство, спорт, участие в студенческих клубах, общение с друзьями, время с семьёй и развлечения дома. Ответы были разделены на несколько категорий в зависимости от затраченного времени: от нуля до 31 часа и более. Также студентов спрашивали об их привычках, связанных со сном, предлагая разные категории ответов: от пяти часов сна в сутки до восьми и более. Затем учёные сопоставили данные опросов с реальными академическими результатами студентов и измерили уровень тревожности и депрессии с помощью психологических опросников. Степень депрессии оценивалась с помощью анкеты о состоянии здоровья PHQ-9, которая была переведена на русский язык и подтверждена в предыдущих исследованиях. Для измерения тревожности использовалась оценка по шкале Спилбергера — STAI.

Фильтры и сортировка