Бизнес

Минэнерго признало недостаточной прибыльность АЗС

Краткое резюме

Минэнерго признало недостаточной прибыльность АЗС при текущих ценах на бензин. Ведомство предложило использовать композитный индекс ценового давления вместо регулирования цен по индексу потребительских цен.

По информации РБК, которая ссылается на письмо первого заместителя министра энергетики Павла Сорокина, нынешние цены на автозаправочных станциях не гарантируют достаточной прибыльности при продаже нефтепродуктов в розницу. Письмо было направлено в Минэкономразвития, Минфин, Федеральную антимонопольную службу и Российский топливный союз. Подлинность документа подтвердил источник, знакомый с его содержанием. Согласно данным Минэнерго, на данный момент валовая прибыль на АЗС от мелкооптовых продаж бензина АИ-92 составляет -2,1 рубля за литр, для АИ-95 — -1 рубль за литр, а для дизеля — +3,7 рубля за литр. Для улучшения ситуации в Минэнерго предложили использовать более широкий композитный индекс ценового давления вместо текущего принципа регулирования цен по индексу потребительских цен. Российский топливный союз выдвинул идею композитного индекса инфляции для системы нефтепродуктообеспечения в 2025 году, указав на то, что в структуру потребительских расходов населения при расчёте ИПЦ входит почти 800 позиций, большинство из которых не влияют на себестоимость продукции на предприятиях топливообеспечения. Концепция включает в себя повышение средней заработной платы и МРОТ в России, рост налоговой нагрузки (акцизы), увеличение кредитной нагрузки, повышение тарифов ЖКХ, транспортных тарифов и стоимости обновления основных средств. По данным ведомства, в 2025 году композитный индекс инфляции вырос на 14%, розничные цены на бензин АИ-92 — на 12,7%, на АИ-95 — на 11,5%, на дизель — на 6,3%, а индекс потребительских цен — лишь на 5,3%. По прогнозу Минэнерго, в 2026 году топливный ИЦД вырастет на 5,7% при росте ИПЦ на 4%. Сорокин отметил, что переход на композитный индекс в системе нефтепродуктообеспечения не приведёт к чрезмерному росту цен на АЗС при стабильных макропараметрах. Аркуша отметил, что на оптовом рынке в России цены растут в соответствии с рыночными реалиями, а в рознице присутствует негласное сдерживание цен, за ростом которых выше инфляции следит ФАС. Поэтому РТС и предложил композитный индекс. Аналитики «ОМТ Консалта» считают введение таргетирования по композитному индексу целесообразным. Это позволит повысить эффективность работы независимых АЗС и облегчит регулирование без директивного вмешательства. Однако они признают, что это приведёт к удорожанию топлива в рознице, но увеличение не превысит 15–17%.

Фильтры и сортировка