Технологии

Нулевой износ. Каковы оптимальные обороты мотора

Краткое резюме

Оптимальный режим работы двигателя начинается примерно с 1800 оборотов в минуту, когда детали «всплывают» на масляные плёнки и износ стремится к нулю. При низких оборотах (до 2000), особенно при высокой нагрузке, износ деталей максимален.

Существуют режимы работы двигателя, которые могут привести к износу трущихся частей и значительно сократить срок службы силового агрегата. Если превышать оптимальные обороты мотора, это может вызвать его поломку. Какие именно режимы представляют опасность и на что должны обратить внимание водители? **Износ при низких оборотах** В двигателе множество деталей, которые трутся друг о друга, и их срок службы зависит от скорости вращения коленчатого вала. На износ поршневых колец, вкладышей, кулачков газораспределительного механизма и других компонентов влияет нагрузка при различных оборотах и резких изменениях режима работы мотора. Особенно вреден режим, когда на малых оборотах возникает высокая нагрузка, сопровождаемая резким повышением температуры. В таких условиях износ трущихся поверхностей максимален. Также страдают подшипники, стенки цилиндров и поршневые кольца. Этот режим называется буксировочным. **Оптимальный режим работы двигателя** Журнал «За рулём» совместно с НАМИ провёл исследование влияния оборотов на износ деталей производства «АвтоВАЗа». Анализ графика износа поршневых колец и стенок цилиндров показал, что буксировочный режим начинается с оборотов холостого хода и продолжается примерно до 2000 оборотов. В этом диапазоне масляный насос работает недостаточно эффективно, и при резком увеличении нагрузки на мотор, например, при старте автомобиля с грузом в гору, повышение газа приводит к мощному давлению в камерах сгорания. Недостаток масла вызывает высокий износ «сухих» деталей. Однако уже при 1500 оборотах насос достигает проектной мощности, прокачивает смазывающую жидкость, и износ практически прекращается. При 1800 оборотах в минуту все узлы трения «всплывают» на масляные плёнки, прямой контакт между поверхностями деталей исчезает, и скорость износа стремится к нулю. Начинается оптимальный режим работы мотора. Выработка деталей становится настолько малой, что не фиксируется существующими приборами. Идеальный диапазон работы мотора — от 2000 до 4000 оборотов, именно на него приходится максимум крутящего момента. **Красная зона** С увеличением частоты вращения коленчатого вала износ снова появляется и нарастает экспоненциально. Примерно с 3800 оборотов в минуту при большой нагрузке увеличивается выработка на подшипники коленчатого вала. На поршневых кольцах и стенках цилиндров износ вновь заметен с частоты примерно 4500 оборотов в минуту. Повышение температуры масла снижает его смазывающие свойства, защитная плёнка между парами трения иногда пробивается, и поверхности деталей контактируют друг с другом. Максимальная выработка наблюдается при 5–6 тысячах оборотов в минуту, то есть в красной зоне тахометра. Горячее масло не может противостоять сильному давлению трущихся частей. Двигатель работает на износ, и его ресурс резко сокращается. Мотористы считают оптимальной скорость движения поршня в 5–7 метров в секунду, что соответствует диапазону в 2000–4000 оборотов в минуту для 1,6-литровых моторов, устанавливаемых на большинство массовых автомобилей.

Фильтры и сортировка