Кино

Чтобы помнили. Олег Даль

Чтобы помнили. Олег Даль - актуальные новости по теме Даль на Toplenta
"Я не народный, я-инородный..." "Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы" Олег Даль появился на свет незадолго до войны, 25 мая 1941 года. В детстве он грезил о подвигах и хотел стать летчиком или военным, однако из-за проблем с сердцем этим мечтам не суждено было сбыться. Увлечение в школе творчеством Лермонтова пробудило в нём желание стать актёром и воплотить на сцене образ Печорина из «Героя нашего времени». Родители были резко против выбора сына, так как не имели отношения к искусству и считали актёрскую профессию неустойчивой. Но Олег, несмотря на предупреждения, что его не возьмут из-за дефекта речи, подал документы в Щепкинское училище. Ему удалось поступить с первой же попытки — комиссия была очарована его исполнением отрывка из поэмы «Мцыри». Он учился на курсе, где собралась сильная группа будущих знаменитостей: Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов и другие. Ещё на третьем курсе Даля пригласили на телевидение, где он вместе с Олегом Борисовым стал одним из первых ведущих КВН. Год спустя состоялся его кинодебют — роль Алика Крамера в картине «Мой младший брат». Окончив институт, Даль был принят в театр «Современник». Сначала ему доверяли лишь эпизодические роли и не в каждом спектакле, что позволяло ему сниматься в кино. Он сыграл в драме «Человек, который сомневается» и мелодраме «Первый троллейбус», где и встретил свою первую супругу, Нину Дорошину. Этот брак стал для него горьким разочарованием. В то время Дорошина была влюблена в Олега Ефремова, известного своими многочисленными романами. Съёмки «Первого троллейбуса» совпали с одним из таких увлечений Ефремова, и актриса тяжело переживала. Олег Даль старался её утешить и сам не заметил, как проникся чувствами к страдающей девушке. Вскоре он сделал ей предложение, и она дала согласие, хотя всем было известно, что её сердце принадлежит Ефремову. Сам Ефремов, не скрывая этого, прямо на свадьбе, усадив Дорошину себе на колени, громко заявил на весь зал: «А любишь ты всё-таки меня!». Даль, не стерпев унижения, ушёл, и праздник продолжился без жениха. Через несколько недель пара рассталась и официально развелась, однако все участники этой драмы продолжали работать в одном театре. Известность пришла к Олегу Далю в конце 60-х. Один за другим вышли фильмы «Женя, Женечка и „катюша“», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Старая, старая сказка», а в театре он блестяще сыграл Ваську Пепла в постановке «На дне». Его талант заметил мэтр Григорий Козинцев, который пригласил актёра на роль шута в экранизацию «Короля Лира». Режиссёр не ожидал, что молодой актёр окажется подвержен пагубной привычке к алкоголю... Обычно Козинцев такого не прощал, но для Даля сделал исключение — тот играл именно так, как и задумывал режиссёр. К тому времени Даль уже развёлся со второй женой, актрисой Татьяной Лавровой, а на съёмках «Короля Лира» познакомился со своей третьей супругой, монтажёром Елизаветой Апраксиной. Актёр обладал, как говорят, тонкой душевной организацией. Вспыльчивый, ранимый и свободолюбивый, он не выносил, когда что-то мешало работе, шло не по плану или получалось неидеально. Даль мог не явиться на спектакль или съёмочную площадку, неожиданно отказаться от роли или устроить конфликт. Поводом могло стать что угодно: на съёмках «Приключений принца Флоризеля» он не выходил в кадр из-за плохо сидящего костюма; в проекте «Земля Санникова» он обиделся, что его пригласили лишь после запрета снимать Высоцкого, а затем конфликтовал с режиссёром из-за сценария; в фильме «Экипаж» он без объяснений покинул съёмки после нескольких дней работы. Даль отдавал себе отчёт в своих поступках, но не мог с собой совладать. О себе он говорил: «Я не народный, я инородный». Несмотря на сложившуюся неоднозначную репутацию, многие режиссёры хотели с ним работать — он обладал уникальной способностью передавать характеры, которые были ему внутренне близки. Кроме того, его обожали зрители. В 1975 году режиссёр Анатолий Эфрос помог осуществить детскую мечту актёра, пригласив его на роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Это был редкий случай, когда Даль остался доволен своей работой! Обычно он был безжалостным критиком — и к себе, и к режиссёрам, и к зрителям, и к советскому кинематографу в целом. У него была ещё одна заветная цель — роль Зилова из пьесы Вампилова «Утиная охота». В театре ему её так и не предложили, но в 1979 году он сыграл Зилова в экранизации под названием «Отпуск в сентябре». Однако фильм положили на полку из-за темы «лишнего человека», которая противоречила идеалам советского общества, где такие трагичные персонажи, каким Даль создал Зилова, не могли существовать. После этого актёр попал в немилость, и его не рекомендовали к съёмкам. Чтобы поддержать Даля, в 1980 году режиссёр Владимир Наумов предложил ему преподавать актёрское мастерство во ВГИКе. Ему нравилась эта работа, и студенты его полюбили, но психологическое состояние актёра было крайне нестабильным из-за почти полного отсутствия ролей. Его также глубоко потрясла смерть Владимира Высоцкого, с которым он дружил. На похоронах Даль сказал, что будет следующим... Он скончался в марте 1981 года в Киеве, куда приехал на пробы для комедии «Яблоко на ладони». "Герой нашего времени! Женя, Женечка и "катюша" "Король Лир" "Мой младший брат" "Отпуск в сентябре" "Первый троллейбус" "Первый троллейбус" "Старая, старая сказка" "Хроники пикирующего бомбардировщика" Источник:

Фильтры и сортировка