ИИ

Катализация капитализации: ИИ может удвоить рыночную оценку «Яндекса»

Катализация капитализации: ИИ может удвоить рыночную оценку «Яндекса» - актуальные новости по теме Технологии на Toplenta

Опцион на рост

H2M-трансформация, в основе которой лежит взаимодействие человека и машины на основе ИИ, может сделать «Яндекс» ключевым игроком на рынке умной роботизации и автоматизации объемом 28,6 трлн рублей к 2034 году, говорится в отчете аналитиков «Эйлера», с которым ознакомился Forbes. Внедрение ИИ-технологий, по их оценкам, позволит создать дополнительную стоимость в размере 1,4 трлн рублей и удвоить капитализацию «Яндекса», а это сравнимо с текущей капитализацией компании — 1,5 трлн рублей. Эксперты «Эйлера» называют это «ИИ-опционом» — скрытой стоимостью от монетизации искусственного интеллекта, не отраженной в текущей цене акций. При этом ключевой риск они видят в слабой монетизации новых технологий при растущих инвестициях.

«В технологическом секторе масштабное формирование новой стоимости начинает смещаться от взаимодействия офлайн и онлайн в сторону взаимодействия между человеком и машиной на основе ИИ, — рассуждают аналитики. — H2M-трансформация, которая тесно вплетена в переход к индустрии 4.0, способна не только открыть новый огромный стоимостный потенциал, связанный с умной роботизацией и автоматизацией, но и в корне изменить многие процессы формирования стоимости даже в отраслях, в которых сейчас происходит О2О-трансформация».

Как считают аналитики «Эйлера», в России сложился ряд важных предпосылок, в том числе конъюнктура рынка труда, которые делают Н2М-переход особенно актуальным. В частности, из-за таких тенденций, как демографические вызовы (нехватка молодого трудоспособного населения), существенный рост зарплат и острая потребность в повышении производительности труда в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов. По их расчетам, к 2034 году потенциальный объем фонда оплаты труда и социальных взносов вырастет до 114 трлн рублей, а роботизация и автоматизация могут обеспечить замещение 25% от этого объема выплат. В рамках такого сценария к 2034 году потенциальный рынок умной роботизации и автоматизации мог бы составить 29 трлн рублей.

«На протяжении последних лет «Яндекс» активно инвестировал в создание таких технологий, и сегодня компания стоит на пороге их масштабной коммерциализации и монетизации», — замечают эксперты, добавляя, что у них «есть значительный потенциал масштабирования» при относительно ограниченных потребностях в дополнительных инвестициях, особенно, если будет реализована модель Asset Light (то есть покупателем физических активов в конечном итоге будет выступать заказчик). Аналитики рассматривают в отчете юнит-экономику и потенциальный экономический эффект от использования беспилотных роботов-доставщиков, автономных легковых авто и грузовиков, а также роботизацию распределительных центров. Все это вместе составляет сегмент автономных технологий — это основной драйвер «Яндекса» на этом рынке.

Так, по оценке «Эйлера», дальнейшему снижению себестоимости роверов и масштабированию бизнеса должен способствовать запуск серийного производства роботов-доставщиков в 2025 году. К концу 2026-го «Яндекс» планирует увеличить флот роботов-доставщиков до 5000, а к концу 2027-го — до 20 000. Кроме того, компания будет наращивать автономные грузоперевозки: начало полноценной коммерциализации автономного грузового флота запланировано на 2028 год, а после 2030 года число беспилотных грузовиков превысит 2000. Также значительный потенциал масштабирования бизнеса по роботизации складской логистики открывает перед «Яндексом» «огромные возможности по монетизации своих технологий», считают аналитики: например, по состоянию на конец 2024 года только у Х5 и «Магнита» количество распределительных центров составляло 71 и 51 соответственно.

Forbes направил запрос в «Яндекс».

Конкурентное преимущество

Рынки, автоматизацией которых занимается «Яндекс» (вроде такси, ближней и дальней логистики, складской инфраструктуры), «очень крупные, их суммарный объем исчисляется триллионами рублей», констатирует ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. «Мы видим, что автоматизация складской инфраструктуры — это уже не далекое будущее, а вполне состоявшийся текущий тренд. Беспилотные автомобили и грузовики с каждым годом становятся дешевле в производстве и их эффективность растет. Роботы-доставщики, по оценкам самого «Яндекса», уже сравнялись по стоимости работы с велокурьером и скоро станут выгоднее», — перечисляет он.

Компания долгие годы вкладывала миллиарды рублей в развитие технологий автономного транспорта без прямой отдачи, всегда говоря, что это инвестиции в будущее, замечает Михайлин. «С учетом накопленной базы знаний и технологий, а также беря во внимание текущие тренды, можно говорить, что «Яндекс» будет получать заметную выгоду от растущей автоматизации и роботизации экономики», — полагает он.

Партнер Zarya Ventures Александр Пономарев согласен с тем, что акции «Яндекса» получат премию к мультипликатору за счет лидерства в сфере ИИ. «ИИ можно считать ключевым драйвером роста бизнеса как минимум на все следующее десятилетие не только в России, но и в мире. Очевидно, что компании, которые системно инвестируют в развитие ИИ и строят внешнюю AI-инфраструктуру, получают серьезное конкурентное преимущество», — рассуждает он.

Что может пойти не так

Впрочем, не все аналитики разделяют оптимизм коллег из «Эйлера». Текущая структура бизнеса указывает на более сдержанные перспективы, считает основатель инвесткомпании The12 Capital Дмитрий Козлов, призывая обратиться к актуальной отчетности «Яндекса». За девять месяцев 2025 года рекламно-поисковый сегмент принес 388,3 млрд рублей выручки и сгенерировал 176,3 млрд рублей EBITDA, что составляет 91% всей прибыли компании. В то же время «городские сервисы» (такси, доставка, e-commerce) обеспечили 561,2 млрд рублей выручки, но только 40 млрд рублей EBITDA при марже 7,1%. Таким образом, «Яндекс» остается в первую очередь рекламно-ориентированной компанией с точки зрения прибыльности, при этом темпы роста рекламной выручки замедляются, говорит Козлов. На этом фоне автономные технологии пока выглядят скромно: за те же девять месяцев 2025 года они принесли лишь 300 млн рублей выручки при убытке 10,5 млрд рублей. «Яндекс» активно инвестирует в это направление, но сроки его окупаемости остаются неясными, обращает внимание Козлов.

Кроме того, как поясняет аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, российский фондовый рынок всегда, а не только сейчас, предпочитает «синицу в руках». Поэтому в том, что он так загорится идеей будущих перспектив роста рынка автоматизации, что сейчас начнет покупать акции «Яндекса» из-за этих перспектив, эксперт сомневается: «Эти перспективы — долгосрочные. В кратко- и среднесрочном периоде «Яндексу» предстоит сложная конкуренция на рынке электронной коммерции, потому что это единственный наш рынок, который уже сейчас на порядок превосходит объем традиционного для «Яндекса» рынка онлайн-рекламы (11,2 трлн рублей против 470 млрд рублей. — Forbes), и потому что только на нем компания и может продолжать следовать стратегии роста. Но это низкомаржинальный рынок, к тому же на нем «Яндекс» не является крупнейшим игроком». С большей вероятностью, по его мнению, инвесторов вдохновят рост маржинальности бизнеса и щедрая дивидендная политика, и если «Яндексу» важен фондовый рынок (он важен не всем IT-компаниям), то стратегию надо строить на этих показателях.

Оценку российского рынка H2M в 28,6 трлн рублей к 2034 году Дмитрий Козлов также считает «чрезмерно оптимистичной». «Для сравнения, весь ВВП России в 2024 году составил около 200 трлн рублей, а объем внутренней торговли — 55,8 трлн рублей. При этом глобальный рынок автономного транспорта оценивается примерно в $1 трлн к 2033 году. Вряд ли российский рынок сможет составить четверть от мирового уже через семь-восемь лет», — скептичен эксперт. Скорее всего, рост капитализации обеспечат ИИ-решения в уже существующих направлениях, размышляет Козлов, — реклама, финтех, облачные сервисы, а не только робототехника. «И не стоит забывать, что рост капитализации не всегда напрямую отражает состояние бизнеса. Даже если автономные технологии станут прибыльными и обеспечат кратный рост доходов, это не гарантирует соответствующего роста стоимости акций», — резюмирует он.

Кроме того, «Яндексу» предстоит еще большая работа над регулированием и восприятием таких технологий бизнесом и населением, предостерегает Артем Михайлин. «В этом процессе может быть много скрытых сложностей, с которыми мы еще не сталкивались. Например, пока трудно предсказать взаимодействие с сотнями роботов-доставщиков в зачастую не подготовленной к ним городской среде», — заключает аналитик.

При участии Владислава Нового

Фильтры и сортировка