«В Волгоградской области действуют ограничения в работе мобильного интернета», — такие объявления висят прямо на дверях салонов связи. В них ссылаются на пресс-службу губернатора региона, подчеркивая, что проблемы временные. Но «временные ограничения» продолжаются в городе уже ровно месяц — с 21 октября.
В первый момент горожане испытали буквально шок. Мало того, что в магазине или на АЗС невозможно заплатить переводом по номеру телефона или по QR-коду, так еще и в большинстве мест стала проблемой оплата по банковским картам. «У нас в заведении, конечно, есть проводной интернет, — объясняет корреспонденту Forbes хозяйка кафе на набережной Волги. — Но вот эти переносные терминалы оплаты почти у всех работают на мобильном интернете, через сим-карту. Сейчас мы их уже заменили на модели, работающие по Wi-Fi. А до этого принимали только наличные».
Теоретически бесплатный Wi-Fi в кафе на фоне отсутствия мобильного интернета мог бы привлечь дополнительных посетителей в кафе и рестораны. Однако, по словам опрошенных Forbes администраторов ресторанов, в первое время трафик гостей даже упал: без интернета невозможно найти и выбрать заведение, а выбрав — добраться до него без навигатора.
От Wi-Fi до Wi-Fi
«Извините, у меня оплата или наличными, или переводом через СБП, — развела руками бариста уличной кофейни. — Нет наличных? Банкомат далеко. Идите в «Пятерочку», снимите на кассе». О том, что уже три года в сети «Пятерочка» при любой покупке можно вывести с банковской карты через кассу до 5000 рублей, как в банкомате, большинство волгоградцев даже не подозревали. Узнали об этом только сейчас, когда резко потребовались наличные. Без интернета не открываются и многие приложения компаний со скидками и бонусами.
«На одной заправке мне показали лайфхак: надо включить самолетный режим, тогда QR-код для сканирования появится. Но так не со всеми приложениями проходит, — объяснил волгоградец Николай. — Езжу много, заправляюсь часто. Обидно терять этот кешбэк».
Волгоградские школы частично вернулись в теплое ламповое прошлое. «На переменах сейчас в смартфонах почти не сидят, — рассказывает учительница Наталья Николаевна. — Мобильного интернета-то нет, а пароль от школьного Wi-Fi мы не даем». А по словам студента Волгоградской государственной академии физической культуры, им на фоне проблем с мобильным интернетом, наоборот, предоставили доступ к вузовскому Wi-Fi.
Бесплатный Wi-Fi большинства заведений общепита легко принимается даже снаружи. Правда, все они требуют отдельной регистрации — перемещаясь от кафе к кафе, корреспондент Forbes прописался в сетях пяти провайдеров. А вот общественный бесплатный Wi-Fi в парке попался лишь однажды, да и то подключиться к нему не удалось. Чтобы узнать о расположении таких точек, пришлось позвонить в городскую администрацию, но там информацией не располагали, посоветовав обратиться непосредственно к провайдерам.
Forbes направил основным волгоградским провайдерам «Дом.ру» и «Ростелеком» вопросы о городских точках Wi-Fi и динамике спроса горожан на домашний проводной интернет. «Дом.ру» на запрос не ответил, а пресс-служба «Ростелекома» написало коротко: «К сожалению, мы не готовы комментировать этот вопрос по соображениям безопасности».
Посетив клиентские офисы обоих провайдеров, корреспондент Forbes обнаружил, что у них вал заказов от новых пользователей — заявки на подключение домашнего интернета принимают к исполнению только через три недели. Все, кто пользовался дома роутером, раздающим Wi-Fi от мобильного подключения, вынуждены подключиться к кабелю. А таких пользователей только в частном секторе Волгограда тысячи, не говоря уже о жителях загородных поселков.
50 000 рублей за моральный ущерб
По словам волгоградского юриста Ивана Иванова, ответственность за отключения мобильного интернета на себя никто до сих пор не взял. «По чьему распоряжению произведено отключение — неизвестно, — комментирует Forbes Иванов. — Более того, сначала сам факт отключения не признавался — в Билайн отвечали, что все работает, и рекомендовали перезагрузить телефон. Я отправлял запросы в областную администрацию, прокуратуру, Роскомнадзор. И в Роспотребнадзор о том, что отсутствие мобильного интернета грубо нарушает права потребителя. Я потребовал произвести проверку и сообщить причины отключения. Требование всеми органами было проигнорировано. Теперь я подал заявление в суд — требую, чтоб он обязал органы власти такую проверку провести и дать ответ. Заявление принято».
Непосредственно на работе юриста, проводящего целые дни в судах, отключение мобильного интернета, по словам Иванова, отразилось в полной мере — без него невозможно воспользоваться базами нормативных актов, даже на сайт суда не зайдешь.
Другой волгоградец, тоже профессиональный юрист Максим Конобеевских, вместе со своим отцом подал иск к оператору Билайн с двумя требованиями: обязать обеспечить истцов мобильным интернетом и компенсировать моральный вред в размере 50 000 рублей каждому. «Семнадцатого ноября состоялось первое судебное заседание. Представитель ПАО «Вымпелком» (владелец бренда. — Forbes) пока никак не обозначил позицию, письменных возражений на исковые требования не представил. В целом занимают пока пассивную позицию. Суд по своей инициативе привлек к участию в деле Роскомнадзор. Следующее заседание состоится 1 декабря», — рассказал Forbes Максим Конобеевских.
Впрочем, уже в ближайшее время могут быть приняты внесенные 14 ноября в Госдуму правительством России поправки, обязывающие операторов отключить связь по требованию ФСБ. В этом случае закон снимает с операторов ответственность за неисполнение обязательств по договору об оказании услуг.
«Принятие Госдумой таких изменений противоречит Гражданскому кодексу, но кого сейчас волнуют такие мелочи?» — разводит руками Максим Конобеевских. Если позвонить в абонентскую службу Билайна из Волгограда, то услышишь от робота, что в регионе имеются не зависящие от оператора проблемы с мобильным интернетом. Тому, кто не удовлетворился сообщением и готов интересоваться дальше, Билайн любезно предлагает получить в качестве компенсации на 30 дней 100 бесплатных СМС на российские номера. Впрочем, лишними они не будут: на фоне неработающих мессенджеров переписка ведется обычными СМС.
Временно или навсегда
Мобильный интернет в Волгограде впервые начали отключать еще летом. По несколько раз на пару-тройку дней. Зачастую это сопровождалось и исчезновением обычной голосовой мобильной связи.
Четырнадцатого ноября Минцифры дополнило список российских платформ, которые будут доступны в периоды отключений мобильного интернета. В перечень вошли сайты Госдумы, федеральных министерств, служб и агентств, государственных информационных систем, Генпрокуратуры и правительств российских субъектов. Также в него включили «Почту России», Альфа-банк, систему «Честный знак», навигатор 2ГИС, такси «Максим», РЖД, Tutu.ru и Gismeteo. В список также добавили ряд СМИ.
Но и без белого списка в последние дни ситуация с мобильным интернетом в Волгограде стала улучшаться. Учитывая, что зоны отключения выглядят лоскутно, можно предположить, что отключают передачу данных не у всех станций, а только у находящихся вблизи особых объектов, в частности промзон. Например, на Мамаевом кургане и в большинстве кварталов центра города днем мобильный интернет работает — там «объектов» нет.
Сами операторы карту отключений не разглашают. «Мы пытались создать народную карту с точками, где ловит мобильный интернет. Но люди отказываются называть места — опасаются, что заглушку откорректируют», — поделилась главный редактор издания «Блокнот-Волгоград» Анна Нефедова.
Белый список, видимо, неофициально пополняется в тестовом режиме. Например, даже в самом проблемном Красноармейском районе города у корреспондента Forbes легко открывались сайты некоторых СМИ, включая forbes.ru.
«Белые списки наладят, постепенно расширив от самых необходимых социально значимых сервисов до повседневных и развлекательных. Уязвимости, позволяющие прорваться во внешнюю сеть, если вдруг такие будут находиться, — закроют. Получится этакий северокорейский вариант сети, действующий вместо глобального отключения там, где это отключение необходимо по соображениям безопасности. И это, конечно, намного лучше ситуации, когда абоненты вообще оставались без связи», — говорит сотрудник крупного интернет-провайдера. Остается только надеяться, что эту технологию отменят после исчезновения угроз, а не оставят навсегда, расширив и на проводные подключения.