ИИ

Почти 7000 грузоперевозчиков в России разорились или готовятся к закрытию

В России с конца октября наблюдается дефицит автогрузоперевозчиков, пишут «Известия» со ссылкой на профильную ассоциацию «Авто Груз Экс» и компанию ПЭК. На стадии банкротства или ликвидации находится 6700 компаний из 458 000 зарегистрированных, следует из данных Rusprofile. Эксперты называют в числе причины такого положения дел рост себестоимости перевозок и снижение рентабельности доставок.

По словам основателя компании «Лидер Транс» Михаила Устюжанина, тарифы на перевозку в феврале 2025 года упали почти на треть год к году. По его данным, в мае средний уровень ставок составлял 66 рублей за 1 км с НДС, тогда как расходы достигали 82 рублей. Себестоимость перевозок за первое полугодие 2025 года увеличилась на 15% из-за подорожания горючего, обслуживания техники и зарплат водителей, добавил собеседник. 

По словам Устюжанина, цена дизельного топлива на практике поднялась на 15–20%. Раньше топливные компании предоставляли крупным и средним перевозчикам скидки до 23%, однако сейчас их отменили, сообщил совладелец и заместитель директора ПЭК, президент ассоциации «Авто Груз Экс» Вадим Филатов. На этом фоне перевозчикам сложно оплачивать лизинговые взносы — наблюдается массовый возврат техники, сказал Устюжанин.

Такой ситуации не было последние 17 лет, отметил собеседник газеты. Он добавил, что влияние на ситуацию оказывает и рост собственных парков торговых сетей и маркетплейсов, которые доставляют отправления и грузы поставщиков своими силами. К концу года рынок может столкнуться с дефицитом ликвидности, прогнозирует Устюжанин.

Особенно сложно будет выполнять обязательства компаниям с большой задолженностью перед лизингодателями, даже при плавном росте рынка. Первый заместитель гендиректора «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий предположил, что дополнительное давление окажет и рост утильсбора, который с 1 января 2026 года повысится еще на 10%, до почти 3 млн рублей за магистральный тягач грузоподъемностью до 20 т. Приобретение автомобилей зарубежных производителей станет экономически невыгодным для многих перевозчиков, что усложнит обновление автопарков и может привести к большему сокращению провозных мощностей, сказал Зарецкий

С 1 января 2026 года российские перевозчики больше не смогут работать на патентной системе налогообложения, напомнил Вадим Филатов. Вырастет финансовая нагрузка на тысячи транспортных компаний, отмечает он. На этом фоне не менее 7% из них могут покинуть рынок, ожидает финансовый директор транспортной компании «Орда» Руслан Сафин.

«Известия» направили запросы в Минтранс и Минпромторг с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Дефицит перевозчиков, который наблюдается с конца октября, стал итогом накопившихся проблем, отметил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. Ситуация на рынке автомобильных перевозок отражает процесс естественного обновления отрасли, считает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель: «Компании, которые сумеют адаптироваться к изменившимся условиям, получат более устойчивую модель бизнеса и смогут укрепить свои позиции».

Многие перевозчики, по ее словам, сейчас переходят на современные схемы работы: долгосрочные контракты, аренду автопарков, цифровизацию логистики. Это помогает снизить риски и обеспечивает стабильные доходы даже при изменяющихся издержках. По словам Ирины Заседатель, в сфере грузоперевозок идет активное обновление техники, формируются новые партнерские модели между перевозчиками и грузоотправителями, растет уровень технологичности процессов. 

Фильтры и сортировка