Вместо серийного выпуска - три образца: «Росатом» переиграл масштабный конструкторский заказ для российского электромобиля
Вместо серийного выпуска - три образца: «Росатом» переиграл масштабный конструкторский заказ для российского электромобиля
«Росатом РДС» решил переиграть условия для разработчиков критически важного компонента для будущего электромобиля — тягового инвертора силовой установки. Теперь компания готова отдать внешнему исполнителю только первую часть работ, стоимостью 49 млн руб., и в итоге получить лишь экспериментальные образцы. Наладкой серийного производства госкорпорация займется самостоятельно, поэтому торги на 134 млн руб. отменены.
Пересмотр условий
АО «Росатом РДС» (входит в госкорпорацию «Росатом»), занимающееся реализацией проекта электромобиля, отменило торги на разработку отечественного тягового инвертора (ТИ) для электромобилей с начальной стоимостью 134 млн руб.
Тяговый инвертор — это критически важный компонент отвечает за преобразование энергии аккумулятора в ток, необходимый для управления электродвигателем.
Причина отмены — обновленная информация о целевой цене изделия, а также задержка вводных данных для разработки инвертора, влияющих на условия технического задания, говорится в официальной информации, опубликованной на сайте госзакупок.
«Сообщаем об отмене закупочной процедуры в соответствии с документальным подтверждением от заказчика закупки, полученного в виде служебной записки от 28 июля 2025 г. № 941/08/460-ВК и содержащей обновленную информацию о целевой цене изделия, а также задержке вводных данных для разработки инвертора, влияющих на условия технического задания, которые будут переданы в АО "Росатом РДС" до 31 июля 2025 г.», — говорится в материалах сайта Госзакупок.
В ходе проведения торговых процедур техническое задание вызвало недоумение у некоторых участников. Так, разработчики интересовались, каким образом можно успеть с разработкой экспериментальных образцов и технического проекта за один месяц. В компании поясняли что рассчитывают на быстрый запуск продукта в серию и ищут разработчиков с опытом работы и собственными готовыми наработками инверторов для электромобилей.
Также участники посчитали «сильной заниженной» стоимость единицы изделия в 60 тыс. руб. (из расчета, что тираж составит 50 тыс. изделий). Для сравнения, розничная цена инверторов китайского производства варьируется от 70 до 150 тыс. руб., а оригинальный инвертор к Tesla может обойтись в 300 тыс. руб.
«Такая стоимость возможна при строительстве в России специального завода по производству данных инверторов? так как габаритные размеры корпуса, указанные в техническом задании слишком малы для нормальной работы инвертора при размещении в нем силовых ключей и конденсаторов цепи постоянного тока», — считает один из участников. В «Росатоме РДС» ответили, что руководствовались Единым отраслевым стандартом закупок «Росатома».
В итоге закупочная процедура была отменена.
Новая закупка в три раза меньше старой
В октябре 2025 г. «Росатом РДС» вернулся к планам разработки инвертора, но уже с существенными корректировками. Начальная цена новой торговой процедуры с аналогичным названием снизилась почти в три раза — до 49 млн руб., а принять участие в торгах теперь могут только представители малого и среднего бизнеса.
Изменились и условия торгов, число этапов сокращено с восьми до одного. Результатом опытно-конструкторских работ (ОКР) теперь должно стать создание трех экспериментальных образцов тяговых инверторов для электротранспорта. Еще в июле 2025 г. заказчик рассчитывал, что исполнитель не только разработает, но и обеспечит постановку на серийное производство энергоэффективных тяговых инверторов для электротранспорта.
Из технического задания исключены такие задачи, как разработка ПМИ (программа и методика испытаний), согласование его с заказчиком, проведение испытаний согласно с использованием компьютерной модели и коррекция алгоритмов по результат испытаний.
Как и ранее в числе задач остались: изучение конструкции и функционала аналогов; выбор «санкционно-стойкой» элементной базы для последующей разработки и локализации компонентов и модулей, разработка комплекта конструкторской документации и программного обеспечения для тягового инвертора.
При этом цель работы не изменилась, это разработка продукта «тяговый инвертор» электропривода для электромобиля, обладающего высокими потребительскими показателями, с возможностью производства в России.
Согласно новому техническому заданию, результаты опытно-конструкторских работ будут использованы для дальнейшей разработки и серийного производства энергоэффективных тяговых инверторов для электротранспорта. Ранее дальнейшая разработка не предполагалась. Речь сразу шла серийном производстве и внедрении результатов на серийных предприятиях, выбранных совместно с исполнителем.
Из нового техзадания также удалили ожидаемые даты начала серийного производства. На выполнение работ по первому этапу, как и ранее, отводится один месяц с даты подписания контракта. За этот срок необходима разработка конструкторской документации технического проекта, закупка комплектующих для макетов, изготовление трех экспериментальных образцов инвертора и проведение ряда других мероприятий.
Ранее в документации говорилось о сопровождении старта серийного производства в апреле 2027 г.
Теперь своими силами
Пересмотр стоимости связан с уточнением технического задания и распределением задач между подразделениями, сообщили CNews в пресс-службе «Росатома РДС». Основная часть работы будет выполняться собственными силами, поэтому общий объем внешнего контракта был скорректирован.
«Мы регулярно анализируем эффективность внутренних процессов и структуру затрат. После оценки проекта приняли решение оптимизировать его реализацию с учетом уже имеющихся компетенций внутри компании. Поэтому разработка будет осуществляться силами собственного инженерного подразделения. Это стандартная практика при развитии технологических направлений», — пояснили CNews в пресс-службе «Росатом РДС».
В техническом задании также была указана ожидаемая серийность — от 15 тыс. в 2027 г. до 130 тыс. в 2032 г. В «Росатоме РДС» пояснили, что прогнозные цифры в техническом задании отражают технические ориентиры для расчетов и не являются утвержденными производственными планами.
«Конкретные коммерческие параметры и объемы производства будут формироваться по мере реализации программы», — добавили в компании.
Импортозамещенный инвертор: какой он
Тяговый инвертор предназначен для преобразования энергии постоянного напряжения аккумуляторной батареи в трехфазное переменное напряжение, которое подается на статорные обмотки электродвигателя, он реализует требуемый закон управления, режимы работы, регулирует частоту и обеспечивает момент для движения электромобиля, обеспечивает рекуперативное торможение. Объектом управления является синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, говорится в технической документации к закупке.
Согласно техническому заданию, тяговый инвертор обеспечивает управление электродвигателем номинальной мощностью 85 кВт, а также его защиту от перегрева, контролируя температуру статорных обмоток по двум датчикам температуры. Разрабатываемый агрегат должен обеспечить управление синхронных моторов до 160 кВт, при этом мощность в пиковом режиме должна составлять не менее 160 кВт.
Габариты устройства ограничены размерами 400x330x150 мм, а масса — 10 кг. Охлаждение предусмотрено жидкостное, с использованием водно-гликолевого раствора (50%).
Рабочее напряжение постоянного тока (DC) составляет 250-450 В (номинал 350 В), с предельным значением до 500 В. Корпус должен обеспечивать степень защиты IP67 (пылевлагозащищенный), а управление осуществляться по цифровой шине CAN 2.0b.
В вопросах безопасности инвертор должен реализовывать функции активного короткого замыкания обмоток двигателя, активного демпфирования колебаний трансмиссии, активной и пассивной разрядки высоковольтных конденсаторов, а также многоуровневую защиту от перегрузок по току, напряжению и температуре (статора, транзисторов). Точность поддержания крутящего момента должна быть в пределах ±5% в основном рабочем диапазоне скоростей.
Предполагается, что проект должен быть локализован в России, чтобы не зависеть от санкций, но доля локализации пока не раскрывается.
Автомобили Voyt: что о них известно
Под торговой маркой Voyt «Росатом» планировал выпускать целое семейство электромобилей разных классов, писал CNews в июле 2025 г. В «Росатоме РДС» опровергли, что разрабатываемый тяговый инвертор будет использоваться для Voyt, но не указали, для какого именно электромобиля он создается.
В основе проекта Voyt лежит «Прогрессивная электроархитектура» — это отечественная платформа для электромобилей класса В и В+, которая активно использует полимерные композиционные материалы.
Автор его концепции и дизайна Роман Войт, руководитель проекта электромобильности в композитном дивизионе «Росатома». В марте 2024 г. он представил проект линейки электромобилей.
Как сообщал создатель прототипов изданию «Страна Росатома» в апреле 2024 г., Voyt — это универсальная платформа. На ее базе при малых, порядка 2–10 тыс. штук в год, объемах производства можно выпускать очень легкие электромобили, по себестоимости сравнимые с обычными автомобилями, например «Лада Гранта» и «Лада Веста». По типу кузова это будут хетчбэки, седаны, микроавтобусы, кроссоверы.
Войт добавлял, что электромобиль — результат кооперации, прежде всего внутриотраслевой. Более 60% компонентов будут производить предприятия «Росатома»: батарея, электропривод, управляющая электроника, композитные детали и проч. По остальным компонентам ориентируемся на отечественных поставщиков вне отрасли. Свыше 90 % комплектующих делаются в России.
«Росатом» уже представил универсальную аккумуляторную батарею мощностью 42,6 кВт.ч, предназначенную для использования в общественном и коммерческом электротранспорте. Батареи планируется производить на строящейся гигафабрике «Росатома» под Неманом в Калининградской области. Проектная мощность производства составит 4 ГВт.ч в год, что позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 тыс. электромобилей, писала «Страна Росатома» в мае 2025 г.