Сторона обвинения запросила 24 года лишения свободы для рыбопромышленника Олега Кана, известного как «крабовый король». Его обвиняют по части 1 статьи 210 УК России (организация преступного сообщества), части 3 статьи 226.1 (контрабанда стратегически важных ресурсов), части 4 статьи 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей) и части 2 статьи 199 УК России (уклонение от уплаты налогов), сообщило «РИА Новости» из Фрунзенского суда Владивостока, где проходят прения сторон. В материалах дела говорится, что Кан контрабандой поставил живого краба на 2,6 млрд рублей в Японию, Китай и Южную Корею, а также уклонился от таможенных платежей и налогов на сумму более 3,6 млрд рублей.
Представитель прокуратуры заявил, что вина предпринимателя полностью доказана. «Определить Кану О. К... окончательное наказание в виде 24 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 5 млн рублей»,— сказал он. Кроме того, обвинение попросило суд на три года лишить Кана права руководить учреждениями в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей сферах, а также организациями, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Адвокат предпринимателя Евгений Ефимчук отметил, что будет добиваться оправдания своего клиента.
По версии следствия, в 2014–2019 годах Кан с сообщниками организовал поставку живого краба за границу, груз получали подконтрольные ему офшорные компании. При этом стоимость краба, указанная при вывозе, значительно отличалась от действительной цены отгрузки, которая была гораздо выше. Полученные доходы Кан направлял на финансирование своих компаний и созданного им преступного сообщества, говорится в обвинительном заключении. Кроме того, по данным следствия, Кан разделил крупный бизнес на формально независимые организации и незаконно применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Таким образом, он недоплатил налог на прибыль и НДС.
Прокуратура заявила по данному уголовному делу иск о взыскании с Кана в пользу государства полученные от контрабанды 4,2 млрд рублей. На имущество бизнесмена на сумму более 5,3 млрд рублей наложен арест. Предпринимателя судят заочно, поскольку он уехал из России еще в 2018 году, после чего был объявлен в международный розыск. В 2020-м он заявил «Ведомостям», что уголовные дела против него — заказные, а следствие — ангажировано.
Весной 2024 года Приморский краевой суд заочно приговорил Олега Кана к 17 годам колонии строгого режима по делу об организации убийства рыбопромышленника Валерия Пхиденко, совершенного в 2010 году. По версии следствия, Кан подозревал Пхиденко в причастности к покушению на свою жизнь в 2005-м и решил отомстить. Защита настаивала на оправдании подсудимого.
В марте прошлого года арбитраж Приморья взыскал с Олега Кана и подконтрольных ему физических и юрлиц ущерб водным биоресурсам на сумму 358,7 млрд рублей. Суд также признал ничтожными сделки по предоставлению Кану Росрыболовством квот на вылов водных биоресурсов. Представители бизнесмена утверждали, что тот умер еще в 2023 году в Великобритании, Генпрокуратура назвала заявление «инсценировкой».
В августе 2025 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск шести рыбодобывающих предприятий Сахалина к ФАС — они пытались оспорить заключение антимонопольной службы об иностранном контроле над ними. Предприятия, перешедшие в собственность государства в апреле 2024-го, поясняли в суде, что у иностранных лиц нет формальных долей и управленческих полномочий в компаниях. В заключении ФАС говорилось, что указанные предприятия контролировал иностранный инвестор — южнокорейская Olves и бизнесмен Олег Кан, имеющий вид на жительство за рубежом.